Татьяна Лепшина
Рабочая программа дополнительного образования детей. Кружок декоративно-прикладного творчества «Удивительное рядом».

1. Пояснительная записка.

Объединение «Удивительное рядом»

Из всего многообразия видов творчества декоративно - прикладное является, наверное, самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно-прикладного искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах.

Развитие детского творчества во многом зависит от умения детей работать с различными материалами и соответствующими инструментами.

Также декоративно-прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

При знакомстве детей с произведениями декоративно-прикладного искусства важно знакомить с самобытным творчеством и прикладным искусством наших коренных национальностей. У детей проявляется интерес, а это зарождающееся чувство любви к родному краю, его истории, природе, труду людей. И от нас зависит, будут ли наши дети любить свой край, понимать его, тянуться к нему, поддерживать, уважать и развивать традиции.

Программа направлена на развитие творческих способностей детей. В процессе занятий декоративно-прикладного искусства у детей воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у детей воспитываются умение объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласованно, формируется умение уступать, выполнять свою часть работы самостоятельно, а если понадобиться, помочь другому.

Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносит людям радость.

Данная образовательная программа имеет художественную направленность. В объединении изучаются такие виды техник прикладного творчества как декупаж, канзаши, вышивка атласными лентами, плаастилинография и лепка из пластилина.

Актуальность программы.

Освоение данной программы дает воспитанникам возможность самореализации, развить свой творческий потенциал в волшебном мире декоративно-прикладного искусства.

• Создание условий для самореализации личности ребёнка, выявление и развитие творческих способностей;

• Формирование культуры труда: содержание в порядке рабочего места, экономия материалов и времени, планирование работы;

• Расширение кругозора;

• Развитие мелкой моторики рук;

Новизной программы является то, что дети в процессе обучения могут самостоятельно придумывать и воплощать любые работы, в разных техниках по своим эскизам. Программа является вариативной, допускает некоторые изменения в содержании занятий, форме их проведения. Программой предусмотрен индивидуальный подход к каждому обучающемуся, проявляющему одаренность в различных видах программы.

Обучение в объединении по данной программе способствует получению знаний и умений в новейших техниках, которые ранее не преподавались, это такие техники как лепка из холодного фарфора, декупаж, канзаши.

Педагогическая целесообразность объясняется тем, что нужно закладывать в детях чувство прекрасного, которая способна вызвать у человека чувство эстетического наслаждения, радости. Данная программа поможет пробуждению интереса детей к новой деятельности, позволит им расширить знания, овладеть и совершенствовать умения и навыки по видам декоративно-прикладного искусства,рукоделию.

Цель программы - способствовать развитию творческих способностей и художественного декупаж тарелки с новым годом вкуса через обучение технологий декупажа, канзаши, лепки, путём создания разнообразных композиций и форм. Познакомить детей с различными видами ДПИ.

Цели:

- мотивационая: вырабатывать у обучающихся стремление к высокому

уровню исполнения изделий;

- эстетическая: развивать художественный вкус;

- социальная: самостоятельное изготовление панно, сувениров, заколок и др.

Задачи:

- обучать детей основным приёмам и правилам работы с красками, салфетками, холодным фарфором, изготовлению из него разнообразных по сложности, технике и фактуре изделии, а также самостоятельно составлять композиции, декорировать предметы домашнего обихода;

- развивать образное и пространственное мышление, фантазию,

творческую активность, а также моторику рук, последовательность действий,

творческие способности ребенка;

- воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, ответственность,

целеустремлённость, инициативность, уважение к мастерству;

Отличительной особенностью данной программы является то, что дети занимаются не одним видом творчества (например, только вышивка лентами,а разными видами.

Данная программа предусматривает знакомство с историей возникновения декупажа, техники канзаши в нашей стране и за рубежом. Учащиеся приобретают знания о правильном подборе цветовой и фактурной гаммы, умение собрать различные материалы в единую композицию. Уделяется большое внимание правильному использованию цвета и построению композиции при изготовлении панно, картин и интерьера. Программа способствует развитию творческого мышления у обучающихся.

Существует тесная связь с программой «ИЗО», а также видна взаимосвязь со школьными предметами: черчением и рисованием (При дорисовке мелких деталей при декупаже) и, конечно же, с технологией. Всё это развивает у детей художественное видение окружающего мира.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы:

от 5 до 15 лет.

Особенности набора- свободный набор всех желающих.

Срок реализации программы - 3 года.

Этапы реализации программы:

Первый этап (1-й год обучения)

- На этом этапе обучающиеся овладевают первоначальными знаниями, умениями.

- Второй этап (2-й год обучения)

- На этом этапе осваивают более сложные техники и приемы,и новые виды рукоделия.

- Третий этап (3-й год обучения)

- Закрепления полученных навыков и умений.

Курс обучения включает в себя практическую, теоретическую работу. Основные формы занятий

Занятия может проходить в следующих формах:

- занятие – беседа,

- практическая работа,

- занятие – выставка,

- занятие - отчет и др.

В основе лежит основополагающий принцип личностно - ориентированного подхода к ребенку с учетом его способностей.

Методы обучения:

- словесный,

- практический,

- показа,

- наглядный (фотографии, видео, работы,

- проблемно-поисковый,

- контроля,

- творческого проекта.

Для первого года обучения

Должны знать:

- технику безопасности при работе с инструментами;

- сочетание цветов;

- знать основной рецепт по изготовлению холодного фарфора, основы лепки.

- основные способы, приемы и виды швов,элементы вышивки лентами.

Уметь:

- работать с инструментами (ножницы, клей, иглы);

- лепить разные виды цветов;

- владеть методами и приемами для вышивания лентами

Формы и режим занятий:

Каждая группа работает с учетом возрастных особенностей учащихся(1,2,3 года обучения). По каждому виду творчества детям даются необходимые теоретические сведения и практические навыки. В течении года проводится промежуточная аттестация (тесты и выставки)

Форма занятий: групповая.

Первый год обучения -15 человек.

Второй, третий год обучения -12 человек.

Режим занятий группы:

1-й год обучения: 2 занятия в неделю по 2 часа (144 часа в год, 72 занятия.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

- для первого года обучения конечным результатом является: изготовление открытки с вышивкой. Лепка мелких цветов, лепка фиалки.

Итоговая проверка освоения программы осуществляется в форме теста, выставки.

В процессе освоения учебной программы предусмотрена система контроля, подведения итогов за знаниями и умениями обучающихся. Это позволяет определить эффективность обучения по программе, внести изменения в учебный процесс. Благодаря контролю дети, родители, педагог могут увидеть результаты своего труда, что создаёт хороший психологический климат в коллективе.

Зачётные занятия по программе проводятся за полугодие и по итогам года в виде теоретических и практических заданий, контрольных заданий, выставок и творческих отчётов.

Подведение итогов реализации программы происходит на отчётной выставке объединения «Удивительное рядом» в конце учебного года.

Результативность работы объединения оценивается на городских, зональных и краевых конкурсах прикладного творчества.

3. Содержание изучаемого курса.

Вышивка годом атласными лентами.

Первый год обучения.

1. Вводное занятие. Организация рабочего места. Проведение инструктажа по технике безопасности на занятиях по вышивке лентами, при работе колющими и режущими предметами. Организация работы воспитанников в объединении.

2. Основы декоративно-прикладного творчества. Методы, приемы и способы работы. Инструменты и приспособления, материалы для занятий.

3. Исторический экскурс в мир рукоделия. История рождения, как вида декоративно-прикладного творчества, вышивки лентами. Использование ИКТ. Подготовка к работе. Формирование органайзера для лент.

4. Способы переноса рисунка на ткань. Закрепление ленты в ткани.

5. Полупетля, петля. Выполнение цветка маргаритки

6. Французский узелок. Выполнение цветка гиацинта

7. Колониальный узелок. Выполнение цветка незабудки.

8. Петля с узелком «рококо». Выполнение декоративного цветка.

9. Двойной стежок. (с нахлестом, с настилом).Выполнение стеблей цветов вышитых ранее.

10. Стежок прямой, стежок изогнутый, стежок витой. Выполнение цветка ромашки.

11. Стежок с завитком прямым и смещенным. Стежок изогнутый. Выполнение цветка нарцисса.

12. Листик. Листья розы, шиповника. Выполнение листиков к цветкам вышитым ранее.

13. «Елочка», тамбурный, петельный с использованием в цветочной композиции.

14. Стебельчатый шов с использованием в цветочной композиции.

15. Перекрученный шов, для выполнения тычинок у цветка в композиции

16. «Захват». Для выполнения чашечки бутона цветка в композиции.

17. Выполнение шва «Плюмаж»

18. Роза объемная из ленты.

19. Выполнение элемента бутон простой. Выполнение цветка тюльпана. Использование в композиции изделия.

20. Выполнение элемента «бутон полураскрытый». Выполнение бутона цветка. Использование в композиции изделия.

21. Выполнение элемента «бутон закрытый». Выполнение бутона цветка

22. Выполнение элемента «Петля воздушная». Использование в композиции изделия.

23. Выполнение элемента «Плетенка» для выполнения цветочной корзиночки. Использование в композиции изделия

24. Выполнение элемента «Роза паутинка» Использование в композиции изделия.

25. Выполнение элемента «Воздушная хризантема» Использование в композиции изделия.

26. Выполнение элемента «Цветок из присборенной ленты». Использование в композиции изделия.

27. Выполнение элемента «Бантик». Использование в композиции изделия

28. Выполнение композиции «Поздравительная открытка»

29. Выполнение композиции «Мешочка для трав»

30. Выполнение композиции «Букет роз», для летней шляпы

31. Способы оформления готовой работы в паспарту, в рамку.

32. Оформление работ воспитанников для итоговой выставки

33. Подведение итогов года. Выставка работ воспитанников.

Декупаж.

Первый год обучения.

1. Вводное занятие. - 2 ч.

Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка.

Инструктаж по технике безопасности.

Требования к поведению учащихся во время занятия.

Соблюдение порядка на рабочем месте.

Соблюдение правил по технике безопасности.

2. История возникновения техники декупаж.

Основные материалы и инструменты: краски акриловые;прозрачнее акриловые лаки на водной основе; акриловый грунт; клей ПВА (клей для декупажа); кисти, валики и губки, тампоны, салфетки, карандаши простые, контуры, бумага наждачная, ножницы и др. ; рамки деревянные, доски разделочные разного размера, стекл. банки, коробки и т. д

3. Особенности работы с деревянными изделиями.

Шлифование. Изготовление грунтовой смеси. Использование акриловой краски при декупаже.

4. Декорирование деревянной подставки. Подбор салфеток. Художественное оформление изделия с использованием красок. Использование лака

5. Декорирование деревянной разделочной доски:

Создание сюжета. Способы вырезки, приклеивания и высушивания. Художественное оформление изделия с использованием красок. Использование лака (закрепление).

6. Особенности работы со стеклянными и пластиковыми материалами. Правильная подготовка стеклянной поверхности. Соединение рисунка в одно целое при работе с цилиндрическими поверхностями.

Создание декоративной тарелки (обезжиривание, создание сюжета, художественное оформление, закрепление).

7. Декорирование елочных игрушек (стеклянных, пластиковых). Дизайнерские возможности декупажа.

8. Полугодовая итоговая работа. Защита изделия.

9. Деревянная шкатулка. Вторая жизнь старым вещам: Составление единого рисунка из нескольких фрагментов разных салфеток в декупаже, подрисовки;

10. Цветочный горшок. Вторая жизнь старым вещам: Правильная подготовка поверхности ; подбор рисунка.

11. Стеклянный графин (бутылка);Вторая жизнь старым вещам: Правильная подготовка стеклянной поверхности.

12. Изготовление поздравительной праздничной открытки. Работа с картоном и бумагой.

13. Декорирование массажной расчески для волос. Подготовка поверхности. Создание сюжета, оформление работы.

14. Создание авторской работы по теме «Дизайн актуальной вещи для дома». (по выбору обучающихся). Индивидуальные консультации и советы.

15. Итоговая выставка-презентация работ обучающихся.

Лепка.

Первый год обучения.

1. Вводное занятие.

Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка.

Инструктаж по технике безопасности.

Требования к поведению учащихся во время занятия.

Соблюдение порядка на рабочем месте.

Соблюдение правил по технике безопасности.

2. Особенности работы с пластилином. Выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра.

3. Тема: «Магазин игрушек». Изделие «Неваляшка».

4. Изделие -дерево. Изделие-пирамидка.

5. Правила составления композиции.

6. Тема: «Урожай». Изделия «Апельсин», и «Лимон»

7. Изделия «Вишня» и «Виноград»

8. Коллективная работа. Композиция по теме. Изделие «Корзина с фруктами».

9. Тема: «Большой праздник». Изделия «Торт». Изделия «Пирог»

10. Тема: «Дары леса». Изделия «Подосиновик» и «Травка», «Цветы на лугу»

11. Изделия «Мухомор» и «Лисичка». Композиция по теме.

12. Тема: «Подарок маме». Изделия «Ваза» и «Нарцисс»

13. Изделия «Тюльпан» и «Кувшинка». Композиция по теме.

14. Тема: «Транспорт». Изделия «Машинка», «Трактор».

15. Изделия «Вертолет», «Кораблик».

16. Тема: «С новым годом!». Панно «Ёлочка пушистая», «Елочные игрушки»

17. Изделие «Снеговик»

18. Изделие «Снегурочка»

19. Изделие Дед Мороз». Композиция по теме.

20. Тема: «Кто на листике живёт?» Изделия «Гусеница» и «Сороконожка»

21. Изделия «Улитка» и «Бабочка»

22. Изделие «Кузнечик», «Стрекоза»

23. Тема: «Озеро». Изделия «Утка» и «Гусь».

24. Изделие «Лебедь» и «Улитки».

25. Коллективная работа. Композиция по теме.

26. Тема: «Пасха». Изделие «Кулич»

27. Изделие «Яйцо», «Пасхальная корзина»

28. Тема: «Птичий двор»

29. Изделие «Курица с цыплятами»

30. Изделия «Петушок» и «Индюк».

31. Коллективная работа Композиция по теме.

32. Тема: «Море». Изделия «Морская звезда» и «Осьминог».

33. Изделия «Рыбка» и Морской конёк».

34. Коллективная работа. Композиция по теме.

35. Тема: «Животные жарких стран». Изделие «Слон»

36. Изделие «Черепаха»

37. Изделие «Пальма».

38. Изделие «Жираф»

39. Коллективная работа. Композиция по теме

40. Тема «Картины из пластилина»

41. «Ночное небо»

42. «Портрет» Работа жгутиками.

43. «Времена года»

44. Коллективная работа. Тема «Весна пришла»

45. Посещение выставок прикладного творчества.

Подарки своими руками.

Первый год обучения.

1. Введение. Основные правила техники безопасности. Все праздники. Экскурс в историю. Сентябрь.

2. Поздравительные открытки ко дню учителя. Октябрь.

3. Декорирование деревянной доски ко «Дню Матери». Ноябрь.

4. Изготовление елочных игрушек, снежинок, ангелочков, декоративных елочек, снеговиков. Декабрь.

5. Декупаж к 23 февраля. Февраль.

6. Букет цветов из лент к 8 Марта. Март.

7. Изготовление «Георгиевской ленты» к 9 Мая. Май.

Канзаши.

Первый год обучения.

1. Введение. Основные правила техники безопасности при использовании колющих предметов, а также при работе с открытым огнем. История возникновения канзаши.

2. Острый лепесток канзаши. Способы сборки острых лепестков.

3. Двухцветный острый лепесток (вариант 1).

4. Сборка цветов с острыми лепестками.

5. Двухцветный острый лепесток (вариант 2).

6. Сборка цветов с двухцветными острыми лепестками.

7. Оформление заколок, резинок для волос цветами с острыми лепестками.

8. Круглый лепесток канзаши. Способы сборки острых лепестков.

9. Одинарный лепесток.

10. Двухцветный круглый лепесток

11. Сборка цветов с круглыми лепестками.

12. Прикрепление собранных цветков на изделие, а также способы украшения готового изделия.

13. Применение лепестков, с которыми ранее ознакомились обучающиеся, для сборки изделия по образцу (стрекоза, бабочка, заяц и др.) Самостоятельная сборка изделия без образца.

14. Способы оплетения и украшения ободка. Техника безопасности.

15. Использование атласной ленты шириной 2,5 см. и 1см. для сборки различных цветов (герберы, георгина и др.).

16. Цветы из узкой атласной ленты (0,5 см).

17. Самостоятельная работа обучающихся над проектом. Применение ранее полученных навыков при изготовлении готового изделия.

18. Презентация учащимися своих работ. Выставка.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Данная программа предусматривает обучение детей, имеющих различные базовые знания и умения, поэтому вне программы предусматривается индивидуальная работа с детьми как одаренными, так и отстающими. Содержание тематического плана может из года в год частично корректироваться. Так же в программу могут вноситься изменения, отражающие новые веяния в области декоративно-прикладного искусства, соответственно увеличивается количество часов на тот или иной раздел программы, методические рекомендации, базирующиеся на обобщении передового опыта и т. д.

Для занятий используется методической литературы по декоративно-прикладному творчеству, истории искусства дизайна, методические разработки занятий, в том числе открытых, мастер-классы по различным техникам вышивки, декупажа. Учащиеся на занятиях пользуются книгами по вышивке, декупажу, лепке, журналами по рукоделию, схемами и образцами самих изделий.

Условия реализации программы

Для организации учебного процесса творческого объединения дополнительного образования необходим светлый кабинет, где воспитанники смогут усвоить все приемы и методы швейной работы, а так же овладеют ручными операциями декоративно-прикладного творчества. Для работы кабинет может быть оснащен компьютером и столами для выполнения ручных операций, доской для демонстрации учебных материалов и стендом для демонстрации работ воспитанников.

Оборудование рабочего кабинета:

- емкости для хранения материалов и принадлежностей для занятий

- ящики для хранения работ учащихся, находящиеся в процессе изготовления

- стенды для наглядных пособий к занятиям и для демонстрации достижений воспитанников

- по возможности компьютер для оформления проектной деятельности учащихся и проведения лекций с демонстрацией слайдов. Мастерские перед работой необходимо проветривать, а также после работы необходимо производить влажную уборку, что отвечает санитарно-гигиеническим требованиям.

Оборудование и материалы.

Декупаж.

1. Помещение, столы для учащихся, стулья.

2. Шкафы для хранения наглядных пособий, инструментов.

3. инструменты – кисти, валики и губки, тампоны, салфетки, карандаши простые, контуры, бумага наждачная, ножницы и др. ;

4. краски акриловые; прозрачнее акриловые лаки на водной основе;акриловый грунт;клей ПВА (клей для декупажа);

5. рамки деревянные, доски разделочные разного размера, стекл. банки, коробки и т. д. ;

6. клеенки на столы, подставки для кистей, емкости для разведения клея, емкости для воды.

Лепка.

1. Помещение, столы для учащихся, стулья.

2. Шкафы для хранения наглядных пособий, инструментов.

3. Основной материал: нож (стек, материал (пластилин)

4. Дополнительный материал: спички или зубочистки, картон, цветная плёнка,кусочки мягкой проволоки, картонная коробка для хранения изделий, мягкая тряпка, влажные салфетки, стакан с водой, различные зубчатые колесики, многогранники, трубочки и др. приспособления. Для выдавливания пластичной массы используем пластиковые медицинские шприцы.

5. Демонстрационные пособия: предметы правильной геометрической формы, основным наглядным пособием учителя является цветной рисунок-плакат, изображающий приемы лепки или поэтапную лепку изделия. Изделия-образцы. Таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени; Альбомы с образцами, фотографиями.

Вышивка лентами, канзаши. Подарки своими руками.

1. Помещение, столы для учащихся, стулья.

2. Шкафы для хранения наглядных пособий, инструментов.

3. Материал: атласные ленточки разных размеров, линейка, карандаш или мелок ;ножницы; зажигалка или свечка; пинцет; клей "Момент-кристалл" и клеевой пистолет; длинная и нетолстая игла;нитки; ободок без украшений и стразы, бисер.

4. Методический материал: таблицы, схемы, иллюстрации, образцы изделий, инструкционные карты.

Помещение должно обязательно проветриваться и хорошо освещаться, желательно, чтобы помещение имело воду и канализацию.

Список используемой литературы

к программе обучения

Для педагога.

1. Анна Зайцева Обрывной декупаж: Искусство бумажной живописи

2. А. С. Мурзина. - Минск: Харвест, 2010. -32 с.: ил.

3. Бойко Е. А. Декупаж. 100 лучших идей. – М.: АСТ: Астрель, 2010.

4. Вешкина О. Б. Декупаж. Стильные идеи шаг за шагом. – М.: АСТ: Астрель, 2010

5. «Вышивка лентами».-«Харвест»,2009.

6. «Все о декупаже: технике и изделия» //под ред. М. Лупато, 2006

7. Декупаж. Красивый декор своими руками. - Минск: харвест,2010

8. Декоративная композиция. Логвиненко Л. Г. Москва 2006г.

9. Декоративно-прикладное творчество. Николенко Н. М. Ростов н/Д:Изд. Феникс 2003г.

10. «Декоративные бутылки своими руками» - Шилкова Е. А. – Москва. 2012

11. Деньченкова Л.»Вышивка ленточками».-М, 2010.

12. Донателла Чиотти «Украшения из шелковых лент».- М.,2007.

13. Интернет ресурсы:

• http://dekupaj.ru/; www.sdecoupage.ru.

• http://e-bookshelf.info/

• http://nsportal.ru/

• https://www.youtube.com/watch?v=jrZ2kgPTXtI

14. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества: учебно-методическое пособие / Под ред. С. В. Астраханцевой. 2006

15. Н. Н. Севостьянова. «Декупаж. Лучшие советы» // Аст, Астрель. 2011

16. Ольга Воронова Модный декупаж.

17. Подарки к праздникам. Пер. с нем. -М.: ОЛМА-ПРЕСС 2001г.

18. Подарки. 100 лучших идей. Как упаковать и украсить. Бумага, ленты, фольга/

19. Прикольные подарки к любому празднику. Автор Ольга Чибрикова из-во Эксмо

20. Патриция Наве Черутти Практическое руководство Декупаж

21. «Работа с тканью». А. Н. Малышева Ярославль, 2001г.

22. «Развитие эмоционального мира детей» Кряжева Н. П

23. С. А. Ращупкина. «Декупаж. Лучшая книга о декорировании» // Рипол Классик, серия – школа рукоделия. 2011

24. «Стильные штучки в технике декупаж» // серия: Ручная работа, изд. «АСТ – Пресс Книга».

25. «Труд и развитие личности школьника Иващенко» Ф. И

26. Цветочные фантазии из лент/ Деборо Хенри. – М.: Мой мир, 2007.

27. Цветкова О. В., Вышивка лентами. Школа вышивки, Ниола-Пресс, 2008

28. Шелковая лента. Мелеса Ульямс. Москва. Эксмо 2007.

29. Элен Эрикссон, Шелковые фантазии. Искусство вышивки лен точками, Альбом, 2008 Энн Кокс «Вышиваем шелковыми лентами».-М.,2010.

30. Ribbon Embroidery, Вышивка лентами от А до Я, Ниола 21 век, 2006

1.

Список используемой литературы

к программе обучения

Для детей.

1. Анна Зайцева Обрывной декупаж: Искусство бумажной живописи

2. Вышивка лентами. -Минск: Харвест, В95 2010

3. Декоративная композиция. Логвиненко Л. Г. Москва 2006г.

4. «Дополнительное образование детей» выпуски №1- 12

5. Интернет ресурсы:

http://dekupaj.ru/; www.sdecoupage.ru.

http://e-bookshelf.info/

http://nsportal.ru/

https://www.youtube.com/watch?v=jrZ2kgPTXtI

6. Подарки. 100 лучших идей. Как упаковать и украсить. Бумага, ленты, фольга/ А. С. Мурзина. - Минск: Харвест, 2010

7. Цветкова О. В., Вышивка лентами. Школа вышивки, Ниола-Пресс, 2008

8. Шелковая лента. Мелеса Ульямс. Москва. Эксмо 2007.

9. Ribbon Embroidery, Вышивка лентами от А до Я, Ниола 21 век, 2006


Источник: http://www.maam.ru/detskijsad/rabochaja-programa-dopolnitelnogo-obrazovanija-detei-kruzhok-dekorativno-prikladnogo-tvorchestva-udivitelnoe-rjadom.html


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Дневник fljuida : LiveInternet - Российский Сервис Онлайн Новодевичий монастырь в вышивке


Декупаж тарелки с новым годом Декупаж тарелки с новым годом Декупаж тарелки с новым годом Декупаж тарелки с новым годом Декупаж тарелки с новым годом Декупаж тарелки с новым годом Декупаж тарелки с новым годом Декупаж тарелки с новым годом Декупаж тарелки с новым годом

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ